С чего всё начиналось...
Первое здание школы для «детей путейцев» было построено в 1907 году. Оно располагалось недалеко от нынешней улицы Ленина. Позднее на месте этой школы выстроили здание «Заготзерно». В этой школе было всего 3 класса.
В 1910 году Чаадаевка состояла из 50 дворов. Здание школы было деревянным. В школе работало 2 учителя. В одной классной комнате занимался 1 и 3 класс, во второй 2 класс. Изучали родную речь, математику, письмо, закон божий (3 раза в неделю). Т.к. родители были железнодорожниками, учебные принадлежности были бесплатными. За учёбу платили 30 копеек. Во втором классе были экзамены. Экзаменаторы: учитель, священник, мастер ж/д, начальник ж/дороги. Начинали писать на грифельных досках, потом карандашом, затем чернилами.
В 1911 году для школы построили кирпичное здание около ж/дороги, а первое здание стало интернатом.
В 1914 году построили ещё одно деревянное здание на улице Первомайская (более известное, как дом полковника). В этой школе много лет работали Рычковы. Директором Алексей Михайлович, Надежда Владимировна учителем.
Классов стало 4. В 1933 году в школе впервые открылся 5 класс, школа стала неполной средней. Директором был назначен Отто Илья Владимирович.
В 1934 году – директор Агеев Максим Григорьевич, был первый выпуск 7 класса.
С 1935 по 1939 г. школу возглавил Гордеев Пётр Иванович, завучем работал Покровский Яков Павлович
Рычковы работали учителями. Пришли учителя: Шабанов, Синович, Вайцеховская, Лунев, Лаврентьева. Школе был присвоен №43 и называлась она «Ленинская железнодорожная».
В 1939 году впервые открылся 8 класс.
В 1941 году директором назначен Переверзев Николай Александрович.
В военные годы и первые годы после войны директорами были Хонин, Шишакин, Шарова, Захарова.
1941-1945 годы
Воспоминания Гордеева П.Н.: «Мужчины учителя ушли на фронт, а женщины-педагоги вместе со старшими учениками собирали колоски на полях около Саловки. Вместе с детьми вязали варежки, носки, шили кисеты – посылали на фронт. Дежурили в госпитале, ухаживали за ранеными (в туб. санатории), давали концерты. Коллектив учителей собирал средства для фронта.
Бывший директор школы Гордеев Пётр Иванович погиб в 1944 году.
На фронт ушли учителя и выпускники, среди них Герой СССР Горюнов Николай Фёдорович.
В честь него названа улица в посёлке и на школе была установлена мемориальная плита. Выпускник нашей школы лётчик Миронов Николай Петрович защищал небо Венгрии, погиб над озером Балатон. Кирилов Николай Иванович в 16 лет стал узником Бухенвальда, трижды бежал, вернулся живым на Родину. Работал в нашей школе учителем музыки.
В 1948 году школу посетил, министр путей сообщения Бещев Б.П. Результатом работы школы стало вручение 3-м работникам ордена Ленина. Среди них Рябчикова Мария Ивановна, Лаврентьева Галина Степановна. Ордена были вручены 5 марта 1949 года в г. Пенза «…за безупречную педагогическую деятельность».
МПС оказало огромную помощь в строительстве современного здания школы. В сентябре 1951 года открылась новая школа.
5 декабря 1955 года директором школы назначен Светкин Фёдор Фёдорович.
Он проработал директором до 1976 года. Выпускники-комсомольцы этих лет ездили на освоение целинных залежных земель, на шахты Донбасса.
Первый выпуск 10 класса был в 1953 году, большинство уехали на стройки в Сибирь. Пуштакова Мария, брат и сестра Синцевы, сёстры Плиткины.
В 1958 году Дадасова, Князева и другие строили дорогу Карасук-Камень на Оби.
С 1977-1985 гг. директором школы был Павлович Константин Павлович.
Вместе с ним завучем работала Скамейкина Кира Фёдоровна и Бондина Мария Семёновна, организатором внеклассной работы Макарова Валентина Васильевна и Асташкина Татьяна Александровна.
В это время активно работала комсомольская и пионерская организации в школе. По итогам смотров они занимали призовые места в районе. В школе велась большая патриотическая работа: проходили пионерские сборы в защиту мира, оформлялся уголок Боевой славы, учащиеся 5-8 классов участвовали в военизированной игре Зарница, организовывались встречи с ветеранами войны и труда, участвовали в Вахте памяти, организовывали экскурсии по местам боевой славы, проводили шествия с возложением цветов к памятникам погибших воинов. Педагогический коллектив вместе с учащимися принимал участие в тематических праздниках для жителей посёлка.
В школе велась большая работа по подготовке к 60-летию ВЛКСМ и 19 съезду комсомола. Проводились смотры строя и песни знамённых групп, встречи с шефами промышленных предприятий посёлка. В школе было введено производственное обучение.
Ребята с увлечением занимались разными видами спорта. В летнее время активно работали сводные пионерские отряды. Работали кружки по интересам. Проводились субботники по благоустройству территории. Выращивали овощи для детей, живущих в интернате, оказывали помощь в уборке лука и картофеля в совхозе «Кададинский».
С 1985 по 1987 год директором школы была Бондина Мария Семёновна.
С 1987 по 1989 год – Абрамов Иван Григорьевич.
С 1989 по 1995 год – Александров Василий Дмитриевич.
В это время школа начала подготовительную работу к эксперименту по уровневому дифференцированию. В 1994 году школа получила статус школы-комплекса дифференцированного обучения.
Таким образом, наша школа №11 стала единственным в России образовательным учреждением дифференцированного обучения в сельской местности, экспериментальной площадкой Академии наук РФ и Центра педагогической реабилитации детей.
В 1997 году школа вошла в число победителей российского конкурса «Школа года». И это закономерно: педагогический коллектив, возглавляемый, с 1995 года Ежовой Ларисой Матвеевной работал творчески, эффективно.
Школа обеспечивала равные образовательные возможности для всех категорий детей с учётом состояния здоровья каждого, их интересов и способностей. Этому предшествовала серьёзная подготовительная работа: курсы учителей при Московском институте повышения квалификации, стажировка в г. Павловский Пасад, создание медико-психолго-педагогической службы, обследование семей, имеющих детей 1982-90 г.р. Контингент учащихся позволил организовать 4-х-уровневое дифференцирование в классах I и II ступени: гимназия, стандарт, классы компенсирующего обучения, выравнивания.
Творческое использование ГПД позволило создать детям необходимые условия: выполнение домашних заданий, прогулки, обеды, занятия ритмикой и т.д.
Для учащихся, обладающих, хорошим генотипом и памятью вводился иностранный язык с 1 класса, а с 5 класса – двуязычие, риторика, техническое моделирование, мифология.
Для учащихся III ступени (10-11 кл.) в центре до вузовской подготовки – профильное дифференцирование по трём направлениям (техническое, естественное, гуманитарное), углубленное изучение профильных дисциплин и спецкурсы.
В этот период времени в учебный план было внесено более 20 инновационных курсов, многие из которых велись по авторским программам, например:
- Пропедевтический курс химии, 7 класс, Чеченева В.И.
- Экология, Асташкина Т.А.
- Мифология, Исмаилова Г.В.
- Речевой практикум, Кондикова Т.Н.
- Оздоровительная гимнастика, Величко Л.К. и другие.
Каждому ученику в течение года предоставлялась возможность участвовать в 20-25 мероприятиях, которые организовывала школа. Различные кружки по интересам, уроки компьютерной грамотности, этики, граждановедения и психологии, основ медицинских знаний и врачебного лектория, валеологии и экологии, основ юридической грамотности – всё это обеспечивало хороший уровень знаний и воспитанности учащихся. Была организована довузовская подготовка. Школа тесно сотрудничала с Пензенским политехническим институтом. Также работал центр дошкольной подготовки, включая ШРР.
Именно в это время, на рубеже веков, когда в коллективе был накоплен уникальный опыт работы по обеспечению равных образовательных возможностей всем детям с учётом состояния здоровья и способностей каждого из них, пришлось подчиниться обстоятельствам. Вместе с реорганизацией структур Министерство путей сообщения пришлось менять и структуру школы-комплекса дифференцированного обучения №11 на ст. Чаадаевка.
Директором с 2000 по 2001 год работает Малышева Наталья Алексеевна. Начинается этап новейшей истории школы.
2002 год становится для школы переломным. 95 лет она существовала в сознании общественности как железнодорожная и создана была именно для детей путейцев-железнодорожников.
Директором с 2002 по 2004 год назначают Кузьмину Ольгу Юрьевну, выпускницу этой же школы.
Начинается огромная работа по передаче школы из государственной в муниципальную собственность, осложнённая неотработанностью механизмом передачи и отсутствием множества правоустанавливающих документов.
В течение предыдущих лет деятельности школы в образовательной системе Министерства путей сообщения были установлены прочные взаимосвязи с другими образовательными учреждениями Куйбышевской железной дороги. Отдел учебных заведений координировал инновационную работу, проводимую в Чаадаевской ж/д. школе.
В это время многие железнодорожные школы по всей стране сливаются с городскими, поселковыми, прекращают своё существование как образовательные единицы.
Коллектив, же нашей школы сознавая свою самобытность, сохраняя традиции прежних поколений, чётко определил свою историческую, образовательную миссию в рамках посёлка.
В ноябре 2002 года … членов педагогического коллектива проходят квалификационную аттестацию, подтверждая свой высокий профессионализм, которым всегда славились наши педагоги. В это непростое время школа получает помощь от пензенского отделения Куйбышевской ж/д, которым руководит Брысякин Владимир Михайлович. Именно при его поддержке формируются комиссии для создания необходимых документов, идёт финансовая и материальная поддержка для приобретения спортинвентаря, поощрения одарённых детей и талантливых педагогов. Он курирует проведение масштабного ремонта зданий, ограждения.
Получение школой лицензии на осуществление образовательной деятельности окончательно подтвердило высокий образовательный статус нашей школы. С этих пор мы существуем как МОУ СОШ №2 р.п. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области.
Наши учителя, как в прежние годы – дорожные и зональные, принимают теперь в стенах школы районные семинары. Только в 2003-2004 учебном году их было проведено 6. Все открытые уроки и мероприятия, которые дали наши педагоги, были удостоены высокой оценки коллег – учителей района.
Наши ученики, как и много лет назад, успешно учатся, занимаются спортом, исследовательской работой, осваивают компьютер, участвуют в различных районных и областных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и концертах, открывая для района нашу школу как бы заново.
С 2004 по 2008 год директор школы – Скамейкина Вера Дмитриевна.
В 2009-2010 учебном году директором школы являлась Кададова Ольга Валентиновна.
С 22 июля 2009 года наша школа была реорганизована из средней в основную в рамках "Программы реструктуризации сети образовательных учреждений Городищенского района".
С 2010 года наш педколлектив возглавляет Тренина Наталья Васильевна.
Творческий коллектив школы и сегодня в поиске. Как всегда. Значит, будут новые успехи.