С чего всё начиналось...
Первое здание школы для «детей путейцев»
было построено в 1907 году. Оно располагалось недалеко от нынешней улицы
Ленина. Позднее на месте этой школы выстроили здание «Заготзерно». В
этой школе было всего 3 класса.

В 1910 году Чаадаевка состояла из 50
дворов. Здание школы было деревянным. В школе работало 2 учителя. В
одной классной комнате занимался 1 и 3 класс, во второй 2 класс. Изучали родную речь, математику, письмо, закон божий (3 раза в неделю). Т.к.
родители были железнодорожниками, учебные принадлежности были
бесплатными. За учёбу платили 30 копеек. Во втором классе были экзамены.
Экзаменаторы: учитель, священник, мастер ж/д, начальник ж/дороги.
Начинали писать на грифельных досках, потом карандашом, затем чернилами.
В 1911 году для школы построили кирпичное здание около ж/дороги, а
первое здание стало интернатом.

В 1914 году построили ещё одно деревянное здание на улице Первомайская (более известное, как дом полковника). В этой школе много лет работали Рычковы. Директором Алексей Михайлович, Надежда Владимировна учителем.
Классов стало 4. В 1933 году в школе впервые открылся 5 класс, школа
стала неполной средней. Директором был назначен Отто Илья Владимирович.

В 1934 году – директор Агеев Максим
Григорьевич, был первый выпуск 7 класса.

С 1935 по 1939 г. школу возглавил Гордеев
Пётр Иванович,
завучем работал Покровский Яков Павлович

Рычковы работали учителями. Пришли
учителя: Шабанов, Синович, Вайцеховская, Лунев, Лаврентьева. Школе был
присвоен №43 и называлась она «Ленинская железнодорожная».
В 1939 году впервые открылся 8 класс.
В 1941 году директором назначен Переверзев Николай Александрович.

В военные годы и первые годы после войны
директорами были Хонин, Шишакин, Шарова, Захарова.
1941-1945 годы
Воспоминания Гордеева П. Н.: «Мужчины учителя ушли на фронт, а
женщины-педагоги вместе со старшими учениками собирали колоски на полях
около Саловки. Вместе с детьми вязали варежки, носки, шили кисеты – посылали на фронт. Дежурили в госпитале, ухаживали за ранеными (в туб.
санатории), давали концерты. Коллектив учителей собирал средства для
фронта.
Бывший директор школы Гордеев Пётр Иванович погиб в 1944 году.
На фронт ушли учителя и выпускники, среди них Герой СССР Горюнов Николай
Фёдорович.

В честь него названа улица в посёлке и на
школе была установлена мемориальная плита. Выпускник нашей школы лётчик Миронов Николай Петрович защищал небо Венгрии, погиб над озером Балатон. Кирилов Николай Иванович в 16 лет стал узником Бухенвальда, трижды
бежал, вернулся живым на Родину. Работал в нашей школе учителем музыки.
В 1948 году школу посетил, министр путей сообщения Бещев Б.П. Результатом работы школы стало вручение 3-м работникам ордена Ленина. Среди них Рябчикова Мария Ивановна, Лаврентьева Галина Степановна. Ордена были вручены 5 марта 1949 года в г. Пенза «…за безупречную педагогическую деятельность».
МПС оказало огромную помощь в строительстве современного здания школы. В
сентябре 1951 года открылась новая школа.
5 декабря 1955 года директором школы назначен Светкин Фёдор Фёдорович.

Он проработал директором до 1976 года. Выпускники-комсомольцы этих лет ездили на освоение целинных залежных
земель, на шахты Донбасса.
Первый выпуск 10 класса был в 1953 году, большинство уехали на стройки в Сибирь. Пуштакова Мария, брат и сестра Синцевы, сёстры Плиткины.
В 1958 году Дадасова, Князева и другие строили дорогу Карасук-Камень на Оби.
С 1977-1985 гг. директором школы был Павлович Константин Павлович.

Вместе с ним завучем работала Скамейкина
Кира Фёдоровна и Бондина Мария Семёновна, организатором внеклассной работы Макарова Валентина Васильевна и Асташкина Татьяна Александровна.
В это время активно работала комсомольская и пионерская организации в
школе. По итогам смотров они занимали призовые места в районе. В школе
велась большая патриотическая работа: проходили пионерские сборы в
защиту мира, оформлялся уголок Боевой славы, учащиеся 5-8 классов
участвовали в военизированной игре Зарница, организовывались встречи с
ветеранами войны и труда, участвовали в Вахте памяти, организовывали
экскурсии по местам боевой славы, проводили шествия с возложением цветов
к памятникам погибших воинов. Педагогический коллектив вместе с
учащимися принимал участие в тематических праздниках для жителей
посёлка.
В школе велась большая работа по подготовке к 60-летию ВЛКСМ и 19 съезду
комсомола. Проводились смотры строя и песни знамённых групп, встречи с
шефами промышленных предприятий посёлка. В школе было введено
производственное обучение.
Ребята с увлечением занимались разными видами спорта. В летнее время
активно работали сводные пионерские отряды. Работали кружки по
интересам. Проводились субботники по благоустройству территории.
Выращивали овощи для детей, живущих в интернате, оказывали помощь в
уборке лука и картофеля в совхозе «Кададинский».
С 1985 по 1987 год директором школы была Бондина Мария Семёновна.

С 1987 по 1989 год – Абрамов Иван
Григорьевич.

С 1989 по 1995 год – Александров Василий
Дмитриевич.

В это время школа начала подготовительную
работу к эксперименту по уровневому дифференцированию. В 1994 году школа получила статус школы-комплекса дифференцированного обучения.
Таким образом, наша школа №11 стала единственным в России
образовательным учреждением дифференцированного обучения в сельской
местности, экспериментальной площадкой Академии наук РФ и Центра
педагогической реабилитации детей.
В 1997 году школа вошла в число победителей российского конкурса «Школа года». И это закономерно: педагогический коллектив, возглавляемый, с 1995 года Ежовой Ларисой Матвеевной работал
творчески, эффективно.

Школа обеспечивала равные образовательные
возможности для всех категорий детей с учётом состояния здоровья
каждого, их интересов и способностей. Этому предшествовала серьёзная подготовительная работа: курсы учителей при Московском институте
повышения квалификации, стажировка в г. Павловский Пасад, создание медико-психолго-педагогической службы, обследование семей, имеющих детей
1982-90 г.р. Контингент учащихся позволил организовать 4-х-уровневое
дифференцирование в классах I и II ступени: гимназия, стандарт, классы
компенсирующего обучения, выравнивания.
Творческое использование ГПД позволило создать детям необходимые
условия: выполнение домашних заданий, прогулки, обеды, занятия ритмикой
и т.д.
Для учащихся, обладающих, хорошим генотипом и памятью вводился
иностранный язык с 1 класса, а с 5 класса – двуязычие, риторика,
техническое моделирование, мифология.
Для учащихся III ступени (10-11 кл.) в центре до вузовской подготовки –
профильное дифференцирование по трём направлениям (техническое,
естественное, гуманитарное), углубленное изучение профильных дисциплин и
спецкурсы.
В этот период времени в учебный план было внесено более 20 инновационных
курсов, многие из которых велись по авторским программам, например:
- Пропедевтический курс химии, 7 класс, Чеченева В.И.
- Экология, Асташкина Т.А.
- Мифология, Исмаилова Г.В.
- Речевой практикум, Кондикова Т.Н.
- Оздоровительная гимнастика, Величко Л.К. и другие.
Каждому ученику в течение года предоставлялась возможность участвовать в
20-25 мероприятиях, которые организовывала школа. Различные кружки по
интересам, уроки компьютерной грамотности, этики, граждановедения и
психологии, основ медицинских знаний и врачебного лектория, валеологии и
экологии, основ юридической грамотности – всё это обеспечивало хороший
уровень знаний и воспитанности учащихся. Была организована довузовская
подготовка. Школа тесно сотрудничала с Пензенским политехническим
институтом. Также работал центр дошкольной подготовки, включая ШРР.
Именно в это время, на рубеже веков, когда в коллективе был накоплен
уникальный опыт работы по обеспечению равных образовательных
возможностей всем детям с учётом состояния здоровья и способностей
каждого из них, пришлось подчиниться обстоятельствам. Вместе с
реорганизацией структур Министерство путей сообщения пришлось менять и
структуру школы – комплекса дифференцированного обучения №11 на ст.
Чаадаевка.
Директором с 2000 по 2001 год работает Малышева Наталья Алексеевна.
Начинается этап новейшей истории школы.

2002 год становится для школы переломным. 95 лет она существовала в сознании общественности как железнодорожная и создана была именно для детей путейцев – железнодорожников.
Директором с 2002 по 2004 год назначают Кузьмину Ольгу Юрьевну, выпускницу этой же школы.

Начинается огромная работа по передаче
школы из государственной в муниципальную собственность, осложнённая
неотработанностью механизмом передачи и отсутствием множества
правоустанавливающих документов.
В течение предыдущих лет деятельности школы в образовательной системе
Министерства путей сообщения были установлены прочные взаимосвязи с
другими образовательными учреждениями Куйбышевской железной дороги.
Отдел учебных заведений координировал инновационную работу, проводимую в
Чаадаевской ж/д. школе.
В это время многие железнодорожные школы по всей стране сливаются с
городскими, поселковыми, прекращают своё существование как
образовательные единицы.
Коллектив, же нашей школы сознавая свою самобытность, сохраняя традиции
прежних поколений, чётко определил свою историческую, образовательную
миссию в рамках посёлка.
В ноябре 2002 года … членов педагогического коллектива проходят
квалификационную аттестацию, подтверждая свой высокий профессионализм,
которым всегда славились наши педагоги. В это непростое время школа
получает помощь от пензенского отделения Куйбышевской ж/д, которым
руководит Брысякин Владимир Михайлович. Именно при его поддержке
формируются комиссии для создания необходимых документов, идёт
финансовая и материальная поддержка для приобретения спортинвентаря,
поощрения одарённых детей и талантливых педагогов. Он курирует
проведение масштабного ремонта зданий, ограждения.
Получение школой лицензии на осуществление образовательной деятельности
окончательно подтвердило высокий образовательный статус нашей школы. С
этих пор мы существуем как МОУ СОШ №2 р.п. Чаадаевка Городищенского
района Пензенской области.
Наши учителя, как в прежние годы – дорожные и зональные, принимают
теперь в стенах школы районные семинары. Только в 2003-2004 учебном
году их было проведено 6. Все открытые уроки и мероприятия, которые дали
наши педагоги, были удостоены высокой оценки коллег-учителей района.
Наши ученики, как и много лет назад, успешно учатся, занимаются спортом,
исследовательской работой, осваивают компьютер, участвуют в различных
районных и областных соревнованиях, олимпиадах, конкурсах и концертах,
открывая для района нашу школу как бы заново. С 2004 по 2008 год директор
школы – Скамейкина Вера Дмитриевна.

В 2009-2010 учебном году директором школы являлась Кададова
Ольга Валентиновна.

С 22 июля 2009 года наша школа была реорганизована из средней в основную в рамках "Программы реструктуризации сети образовательных учреждений Городищенского района".
С 2010 года наш педколлектив возглавляет Тренина Наталья Васильевна.

Творческий коллектив школы и сегодня в
поиске. Как всегда. Значит, будут новые успехи.
|